Виртуальное

профессиональное объединение 

начинающих педагогов

Занятие 1

 

Тема: Учебное занятие как педагогическое явление.Специфика

учебного занятия в учреждении дополнительного образования

 

     Занятие – основная форма организации образовательного процесса    в УДО

На занятии создаются все необходимые условия для эффективной организации всех видов деятельности обучения.

          Что общего у занятия в УДО и школьным уроком?

Занятие и школьный урок имеют общие черты:

l      Решают обучающие, воспитательные, развивающие задачи;

l      Соответствуют определенной программе;

l      Регламентированы временем и расписанием;

l      Имеют сходную структуру;

l      Предполагают многообразие форм, методов, приемов организации учебного процесса;

l      Имеют конечный результат.

          Что отличает занятие от школьного урока?

l      Продолжительность проведения;

l      Количество обучающихся

l      Добровольность посещения, возможность выбора программы;

l      Возможность коррекции программы обучения, освоения ее в своем темпе;

l      Обучение через деятельность с элементами профессионального мастерства;

l      Здоровая соревновательность, оценка собственного результата, сравнение с самим собой;

l      Самореализация в предметной деятельности (конкурсах, соревнованиях), личностное развитие;

l      Ориентация на развитие коммуникативных способностей;

l      Общение в разновозрастном коллективе.

           Какие задачи нужно решить педагогу при проведении занятия?

Занятие – совместный поиск истины педагогом и учеником, лаборатория культуры мышления.

l      Задачи педагога: вовлечь в общий труд учения;

l      Создать ситуацию успеха;

l      Вселить уверенность в своих силах;

l      Научить преодолевать трудности;

l      Развивать творческую мысль;

l      Организовать совместную взаимообусловленную деятельность педагога и обучающегося.

           Как воздействует занятие на детей?

Занятие:

l      Формирует знания, умения, навыки;

l      Воспитывает;

l      Учит общению;

l      Побуждает к творчеству

l      Дает возможность каждому обучающемуся работать в своем темпе и объеме;

l      Способствует развитию личности каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности.

           Какие преимущества имеет занятие как форма образовательного процесса?

Преимущества занятия:

l      Сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной деятельности;

l      Систематического и последовательного изложения материала;

l      Управление развитием познавательных способностей и формированием научного мировоззрения обучающихся;

l      Стимулирование других видов деятельности

           Что должен сделать педагог, чтобы занятие получилось интересным?

Педагог, готовя и проводя занятия, должен:

l      Уметь отобрать информацию, которая вызовет наибольший эмоциональный отклик;

l      Видеть затруднения в овладении информацией и способы преодоления этих затруднений;

l      Предчувствовать реакцию обучающихся на свои способы воздействия;

l      Знать возможности обучающихся, видеть перспективы утверждения этих возможностей и формирования ценностных ориентаций;

l      Предвидеть изменения в поведении детей;

l      Видеть недостатки и ошибки в собственном поведении.

          Как можно перестроить стиль педагогической работы?

Перестройка всего стиля педагогической работы идет:

l      От шаблонного построения занятия к творческому разнообразию;

l      От механического запоминания учебной информации к осмыслению и обдумыванию ее;

l      От монолога к диалогу в обучении, к проблемным беседам, обсуждениям, к эмоциональной отзывчивости обучающихся;

l      От рецептурного следования методическим рекомендациям к осознанному выбору оптимальных вариантов

           Какие требования можно предъявить к учебному занятию?

l      Своевременное начало, темпоритм, максимальное использование каждой минуты;

l      Логическая стройность и законченность;

l      Сознательная дисциплина;

l      Комплексное планирование задач обучения, воспитания, развития;

l      Создание положительного настроя на работу, атмосферы заинтересованности;

l      Создание и поддержание познавательной и самостоятельной умственной активности;

l      Применение разнообразного арсенала методов и средств обучения . Создание необходимых учебно-материальных условий обучения;

l      Соотнесение цели  результата занятия;

l      Наличие продуманного плана-конспекта занятия.

          Завершающим моментом занятия являются анализ и самоанализ.

Умение анализировать и прогнозировать свою деятельность, систематизировать накопленный опыт – один из путей педагогического совершенствования.

 

 Составление расписания учебных занятий в УДО

 

            К составлению расписания нужно подходить очень продуманно. Ребенок отдает нам свое свободное время, и мы должны его рационально организовать.

            Обязательно надо учитывать нагрузку на ребенка, ведь он учится в школе, плюс выполнение домашнего задания, помощь родителям.

Таким образом: дошколята должны заниматься 2 – 3 часа в неделю по 30 – 35 минут с перерывом 10 – 15 минут.

Школьники I ступени (1 – 4 классы) – 4 часа в неделю, с обязательным перерывом 5 – 10 минут.

Школьники II ступени (5 – 8 классы) – 4 – 6 часов в неделю.

Школьники III ступени (9 – 11 классы) – 8 – 9 часов в неделю.

Исходя из этого, педагог и составляет расписание занятий.

            А теперь о наполняемости групп:

Группы 1 года обучения – 10 – 12 человек

Группы 2 года обучения – 10 человек

Группы 3 года обучения и более – 8 человек.

Но, если не позволяет помещение, которое мало размерами, и администрация учреждения не может предоставить вам для занятий большого помещения, то директор должен написать приказ, в котором разрешает вам проводить занятия с меньшим количеством детей.

Соответственно:

1 года обучения – 10 человек

2 года обучения – 8 человек

3 года обучения – 5 человек.

 

             Современные требования к разработке образовательных программи дополнительного образования

 

Понятие «образовательная программа» введено в педагогическую практику законом РФ «Об образовании» (ст.9). Согласно закону, образовательная программа отражает содержание образования определенного уровня и направленности. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

· в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования;

·  в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными, о чем свидетельствует Типовое положение об образовательном учреждении ДОД, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 233.

Образовательная программа ДО – это это документ, определяющий концептуальные основы, направления и содержание деятельности детского объединения, организационные и методические особенности учебно- воспитательного процесса, а также его условия и результаты.

         Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания и развития детей.

Содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:

·  достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным  особенностям регионов;

·  соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему общему образованию);

·  направленностям дополнительных образовательных программ;(научно-технитеской,спортивно-технической,художественной,физкультурно-спортивной,туристко-краеведческой,эколого-биологической.военно-патриотической,социально-педагогической,социально-экономической.естесственн-научной);

·  современным образовательным технологиям, отраженным:

- в принципах обучения:

индивидуальности –максимальном  учете характерных и возрастных  особенностей детей;

доступности и последовательности - построении учебного процесса от простого к сложному;

 результативности -  необходимо указать знания и умения детей;

-формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.);

-методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей);

-средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

Содержание дополнительных образовательных программ должно быть направлено на:

·                          создание условий для развития личности ребенка;

·                          развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

·                          обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

·                          приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

·                          профилактику асоциального поведения;

·                          создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;

·                          целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

·                          укрепление психического и физического здоровья детей;

·                          взаимодействие педагога с семьей.

     Реализация целей образовательных программ обеспечивается их направленностью на практическую деятельность ребенка. Своеобразие  программ состоит в том, что все теоретические знания включаются в содержание программы, апробируются в творческой практике, преобразуются в социальный, познавательный, коммуникативный опыт самореализации в различных сферах деятельности.

      Таким образом, педагогические программы дополнительного образования детей рассматриваются как прикладные, практические программы, основанные на опыте творческой детской самореализации.

     По своей направленности образовательные программы могут быть разделены на два основных типа:

1.Образовательные (к ним относятся различные по направлениям деятельности образовательные программы объединений)

2.Досуговые. Направлены на организацию свободного времени детей и подростков.

Цели направлены на решение комплексных задач, связанных с формированием культуры свободного времени, вовлечения ребенка в мир игр, соревнований, развлечений и праздников.

Досуговые программы в большей степени, чем образовательные программы, демонстрируют физические, интеллектуальные, эмоциональные возможности ребенка. Если ведущим видом деятельности в образовательной программе является познавательная деятельность, то в досуговой программе ведущим видом становится игровая деятельность.

Образовательные программы в дополнительном образовании классифицируются по следующим основаниям:

Характеристика программы

Варианты характеристики

По возрасту

Для дошкольников, учащихся начальной, основной, средней школы, подростков.

По полу

Смешанные, для мальчиков, для девочек (юношей, девушек)

По продолжительности реализации

Одногодичные, двухгодичные и др

По форме реализации

Групповые, индивидуальные

По видам деятельности

Художественная, техническая, эколого – биологическая, туристко – краеведческая, культурологическая, школа раннего развития и т.д.

По образовательным областям

Профильные и многопрофильные

Комплексные и интегративные (естествознание, математика, искусство и т.д.)

По способам реализации

Эвристическая, алгоритмическая, исследовательские, творческие

По уровню освоения

Общекультурный, углубленный, профессионально ориентированный

По направлениям деятельности

Ориентационные, фундаментальные, прикладные, информационные

 

Образовательные программы – как основной элемент организации образовательного процесса, принято разделять на виды:

1.Типовая (примерная), когда программа утверждается Министерством образования и рекомендуется Управлением д/о той или иной области или направлением деятельности. (определенный уровень по окончанию: зачет, экзамен, выступление) в том числе индивидуальная (изменения до 40%)

2.Модифицированная, или адаптированная – измененная с учетом особенностей организации, формировании возрастных и разноуровневых групп детей, режимами и временными параметрами осуществления деятельности.

( изменения составляют не более 40-70% от типовой)

3.Экспериментальная – программа, целью которой является изменение содержания, организационно – педагогических основ и методов обучения, предложения новых областей знаний, внедрение новых педагогических технологий. (Эксперимент длится от 1 года до 5 лет.)

4.Авторская – это программа, полностью написанная педагогов или коллективом педагогов. Содержание авторской программы это предложение средств решения проблемы в образовании, оно обязательно отличается новизной, актуальностью.

 

Структура программы дополнительного образования детей

 

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

1.      Титульный лист.

2.      Пояснительную записку.

3.      Учебно-тематический план.

4.      Содержание изучаемого курса.

5.      Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

6.      Список литературы.

 

Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей

 

1.      На титульном листе рекомендуется указывать;

- наименование образовательного учреждения;

- где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

- название дополнительной образовательной программ;

- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программ;

- срок реализации дополнительной образовательной программы;

- Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

- название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

- год разработки дополнительной образовательной программ.

2.                  В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрывать:

- направленность дополнительной образовательной программы;

- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

- цель и задачи дополнительной образовательной программы;

- отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;

- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

- сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

- формы и режим занятий;

- ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

- формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

3.       Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:

- перечень разделов, тем;

- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

4.      Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).

5.      Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

- рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;

- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

   6. Список использованной литературы.

        Практическое задание.Откорректировать образовательную программу своего объединения в

     соответствии с требованиями.Срок выполнения задания до 15 декабря 2010г.  Выполненные работы    бот   отправить на электронный адрес: Homecreativ.ddt.kueda@pochta.ru

 

 

Исп    Используемая литература:

           Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.(сборник статьей и       методических материалов)/Департамент образования и науки администрации Пермской обл.           

         МОУДОД "Дворец творчества юных" г.Перми/г.Пермь,2000

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz